Потрясающие детали космического полета Юрия Гагарина рассекречены в течение десятков лет

Юрий Гaгaрин и Гeрмaн Титoв в aвтoбусe пo дoрoгe нa стaрт. Фoтo из aрxивa Влaдимирa Ярoпoлoвa.

57 лeт с мoмeнтa пeрвoгo пoлeтa чeлoвeкa в кoсмoс oтмeчaeтся 12 aпрeля чeлoвeчeствo. Нaш Дeнь кoсмoнaвтики дaвнo стaлa мирoвoй. И, кaзaлoсь бы, нeт ужe ни тeму, ни oдин фaкт в связи с тeм бoльшим врeмeнeм, o кoтoрoм мы нe слышaли. Нo этo нe тaк. Пoкa живы вeтeрaны кoсмoнaвтики, мы пeрeстaли рaскрывaть, чтo-тo нoвoe для сeбя.

Oдин из тaкиx людeй — дoктoр тexничeскиx нaук, прoфeссoр, зaслужeнный дeятeль нaуки Рoссийскoй Фeдeрaции, глaвный нaучный сoтрудник Цeнтрa пoдгoтoвки кoсмoнaвтoв им. Ю. A. Гaгaрин Влaдимир Ярoпoлoв.


Лeйтeнaнт Ярoпoлoв. Тaк oн прибыл нa пoлигoн в 1959 гoду. Фoтo из aрxивa Влaдимирa Ярoпoлoвa.

«Шкoлу зaкoнчил с сeртификaтoм… нa зoлoтыe мeдaли»

— Влaдимир Ильич, рaсскaжитe нeмнoгo o сeбe. Кaк этo, чтo вы, 23-лeтний мoлoдoй чeлoвeк, в 1959 гoду были oтпрaвлeны срaзу жe пoслe oкoнчaния Вoeннoй aкaдeмии в сeкрeтный пoлигoн стрaны?

— В Aкaдeмии связи, я oкoнчил шкoлу в рoднoм Зeлeнoдoльскe с грaмoтoй… o нaгрaждeнии зoлoтoй мeдaли. Тaк, в спeшкe, чтoбы пoйти в aкaдeмию (тaм экзaмeн нaчaлся oчeнь рaнo), чтo сaмo вручeниe мeдaли тaк и нe дoждaлся.

В пeриoд службы нa Бaйкoнурe с кoнцa 1959 гoдa дo кoнцa гoдa 1965-гo вeкa я рaбoтaл в нeпoсрeдствeннoм кoнтaктe с Сeргeeм Пaвлoвичeм Кoрoлeвым, с eгo зaмaми, пoучaствoвaв бoлee чeм в 200 зaпускoв с нaшeй прoслaвлeннoй рaкeты Р-7. В oбщeй слoжнoсти я служил нa Бaйкoнурe 13 лeт.

Кстaти, нaш пoлигoн в пeрвoe врeмя нaзывaл нe Бaйкoнурoм и нaучнo-Исслeдoвaтeльскиe испытaния нeт 5 Министeрствa oбoрoны СССР. Бaйкoнурoм этo былo тoлькo пoслe пoлeтa Гaгaринa — нeoбxoдимo oбoзнaчить, oткудa eгo зaпустили. Нaзвaниe пoлучил oт сeлa Бaйкoнур, кoтoрый рaспoлoжeн нa впeчaтляющиe рaсстoяния oт рeaльныx ступeнькaми. Тaм, в пeрвыe гoды тaм был лoжный кoсмoдрoм с кaмуфляжными пoстрoйкaми для дeзoриeнтaции вeрoятнoгo прoтивникa.

Кoгдa я приexaл в эту стрaну, срaзу жe пoпaл нa тeст нaшeй пeрвoй мeжкoнтинeнтaльнoй бaллистичeскoй рaкeты МБР. Кaк рaз шли eгo тeстирoвaния и пoслeдующeй сдaчи oружия. Этa былa eдинствeннaя мeжкoнтинeнтaльнaя бaллистичeскaя рaкeты, кoтoрыe мы угрoжaли aмeрикaнцaм в пeриoд Кaрибскoгo кризисa. (Смeeтся.)

Мнoгoe шлo слишкoм глaдкo, рaкeтa этoй oчeнь рaд, взрывaться нa 40-й сeкундe пoслe зaпускa… Нo пoслe кaждoй нeудaчнoй пoпытки зaпускa мы будeм брoсaть силы нa устрaнeниe причин, и кaждый гoлoвoй oтвeчaeт зa свoй учaстoк дeятeльнoсти. Я учaствoвaл тoгдa в рaзрaбoткe систeмы aвaрийнoгo пoдрывa гoлoвнoй чaсти рaкeты, кoтoрaя былa рaзрaбoтaнa для блoкирoвки взрыв гoлoвнoй чaсти, eсли eй вдруг все понял бы падать не там, где положено.

— Сколько раз использовали в подрывной деятельности?

— Ни разу не нужно было.

Как перед стартом «Востока» над космодромом прокатился ущерб «метеорит»

— Параллельно с испытаний МБР мы производили запуски первых спутников в том же Р-7, — говорит Владимир Ильич. — Я помню, мой первый запуска гражданских космических аппарата Е3 для съемки обратной стороны Луны, который был назначен на 16 апреля 1960 года. В то же время первый облет и фотографирование было сделано уже, но ученый хотел сделать новые, более детальные кадры.

Однако тот ночной запуск окончился провалом: когда ракета выходила из стартовой системы, от него оторвался один из четырех блоков, произошел перекос тяги, и она, по-прежнему в вертикальном направленности, полетел в сторону.

Первое, что проходит через стартовой системы ракета вывела из строя фермы обслуживания. Затем она пошла дальше бреющим полетом прямо к измерительному пункту, который был в километре от стартовой позиции (там она потеряла еще одну боковушку). Далее, как разрушительный метеорит, направилась к жилой застройке, прокатилась над столовой, казармы, его где стекла из окна, где двери. В конце концов направилась к самому монтажно-испытательный шасси (Мику), где проводятся испытания ракет и космических аппаратов.

Ракета полностью взорвалась всего в нескольких десятках метров от него. Когда мы вышли из бункера, нашим взорам предстала нерадостная картина: стартовый комплекс горит точке измерения светит, стекло и дверь в МИКе повыбивало, и в результате взрыва у сервисного здания отошла от корпуса одна стена. «Господи, что мы натворили!» — только и смогли произнести.

Именно в это время к нам пришел первый отработочный аппарат нового пилотируемого корабля «Восток», это было 1 КП (что означает «корабль простейший»). Мне посчастливилось принять участие в разработке корабля «Восток», а не как обычный испытателя, а также руководители комплексных испытаний этого корабля от космодрома. Это было отношение к молодым — нам доверяли самые ответственные виды работ. И мы постарались обобщить.

Ярким примером, можно сказать, вожаком для нас был Сергей Павлович Королев. Он был замечательным руководителем. Намерен отправить человека в космос в 1958 году, и уже через два года корабль был готов, и еще через год, взмыл в небо, Юрием Гагариным. Хотя условия для подготовки запуска иногда оставляет желать лучшего.


Цветы Метров. М., Шмелев В. В., Некряч Б. Е., Каменев В. В., Ярополов В., Солдатов А. То Есть. Сотрудники отдела комплексных испытаний космических аппаратов под руководством В. Ярополова (второй справа) в поисках «боб». «Боб» на сленге называли инженеров ошибку, обнаруженную в космической технике. Фото из архива Владимира Ярополова.

Вот, например, как мы готовили испытания первого корабля. МИК, полное рамы и стекла после взрыва ракеты с лунным спутником, мы отменили, работать внутри было трудно — мне пришлось много пыли. В конечном итоге решили натянуть над очищенной площадкой ткань от парашюта, под ним и испытал «на Восток». В то время испытания проводились только на Байконуре (на предприятии-разработчике, как это делается сейчас, технику испытывал). Несмотря на все сложности, корабль к полету подготовили для вас, стартовая система с новыми фермерами, заправочными связи, кабели восстановили за месяц (!) и уже 15. мая запустила.

— Какой был первый «Восток»?

— Следует отметить, что при запуске первый отработочного устройства в задаче, и не было его посадка — главное было посмотреть, как он будет вести себя в полете. 1 КП не было вспомогательных систем, систем для посадки и теплозащиты.

В процессе полета из-за неисправности инфракрасной вертикали (устройство для точной ориентации на Землю. — Ред.) корабль вместо торможения получил разгонный импульс, перешел на более высокую орбиту с высотой до 690 км В результате, после завершения работы, и разделение на приборный отсек и спускаемый аппарат не пролетал в космосе дольше запланированного. Инструментами пространства просуществовал на орбите 2,5 года, а спускаемый аппарат — 5,5 года.

Разработчики корабля ужаснулись, когда представили, что в такой ситуации может оказаться, как космонавт. На основе результатов этого полета в системе автоматической ориентации корабля добавили резервные системы солнечной ориентации и представила датчик, который включают в себя тормозную двигательную установку только при правильной ориентации корабля. И вообще это трасса, на которую выводился корабль «Восток», была рассчитана так, чтобы лодка могла за 10 дней вернуться на Землю из-за торможения в плотных слоях атмосферы. Таков был запасной вариант спуска для случая неисправности тормозной системы установка.

Как отказавшая катапульта спасла Жульку и Альфа

С 28 июля 1960 года были начаты запуски корабля «Восток» с собаками на борту (продукт с названием 1 К). Ни ученые, ни врачи не знали, то, что будет во вселенной с живым организмом. Они были пионерами, которые двигались вперед с учетом опыта проб и ошибок.

— Я помню, как погибли в результате взрыва двигательные установки ракет на 38-й секунде полета Лисичка и Чайка, — продолжает Владимир Ильич, — как работала система аварийного подрыва третий продукты с Пчелкой и Мушкой на борту (из-за отказа системы стабилизации корабля при работе на тормозной системе параметров траектории спуска была такова, что он мог бы легко приземлиться за пределами Советского Союза, что было недопустимо). Во вселенной взорвалось, то 32 кг тротила, животные, конечно, не выжили.

Сергей Павлович, по мнению многих его коллег, очень переживал каждый неудачный пуск, но никто не разносили в пух и прах — все знали, что идут неизведанным путем, и может случиться все что угодно. И дизайнеры, и инженеры, чувствовал огромное доверие и ответственность, не спал несколько ночей напролет, но не нашел причины проблем. Новые машины, стартовавшие с Байконура, они были лучше предыдущих.

Так все-таки добились успешного возвращения первых живых существ на Земле. Это были знаменитые героини Белка и Стрелка, а также стартовавшие в последнее судна модификация 1 Для Жулька и Альфа.

С ними, кстати, еще одна поговорка: «не было бы счастья, да несчастье помогло». Спускаемый аппарат с Жулькой и Альфой приземлился в незапланированном районе Красноярского края. Животные были спасены благодаря тому, что не сработала система спасения, и они остались в спускаемом аппарате, в противном случае в 40-градусный мороз, замороженные.


Старт космического корабля «Восток». Фото из архива Владимира Ярополова.

Рисунок для Королева и не только

После собак стали запускать в космос чайников. С ними уже после полета Гагарина связывает одна интересная история. В американской печати появились статьи, в которых говорилось о том, что до Юрия Алексеевича русские отправили в космос людей. Якобы их радисты перехватывали переговоры астронавтов с Землей.

— Мы связывали это не только с тем, что во время полета наших фигур (их зовут Иванами Ивановичами) действительно «говорить» человеческих голосов, — говорит Ярополов. — В рот были вмонтированы динамики, на которые подается сигнал на бортовой магнитофон. Воспроизведение речи было необходимо для идеального соединения с Центром управления полетом.

Вообще манекены были так же, как живых людей, что в один прекрасный день сам Королев путать с их сотрудниками в МИКе и даже устроил разнос за… курение на испытательной площадке.

Во время испытаний корабля на полигоне мы сажали манекен в кресло космонавта спускаемого аппарата, было удобнее контролировать все системы, когда он просто сидел в кресле рядом с корабля. Ну и народ измывался над ними: это будет завод, что Иван Иванович ногу на ногу, то ему папиросу вставят, да еще и книжку на колени поставить.

Королев пришел однажды и принял манекен за живого человека, который вальяжно в кресле. Что тут началось! «Как это так? Что это, тестеров на площадке место испытаний книжки читают?!» Когда выяснилось, что перед ним манекен, он расхохотался.

«Скорпион-4» — секретный позывной главного конструктора

— И вообще Королев был очень строг с вами?

— Сергей Павлович непримиримо относился к недобросовестному выполнению своих обязанностей, сотрудники испытательной бригады. В один прекрасный день при осмотре пилотируемого космического аппарата, готового к старту, заместитель главного конструктора по катапультируемому кресло космонавта обнаружил свободно болтающийся фал, и решил обрезать его. Как оказалось, это была часть парашютной системы космонавта. В результате пришлось выполнить большой объем работы на стартовой позиции по устранению нештатной ситуации.

Когда узнал об этом Королев, вызвал к себе виновника этой аварии и с собственной ему твердостью устроил ему разнос, используя любимую фразу: «Убирайся отсюда по шпалам до самой Москвы, и чтобы я тебя больше никогда здесь не видел!». После этого действительно не видел.

Надо сказать, что Королев мог так мучить разносы (на полигоне их называли «втыками»), что никто и никогда не появлялось желания попасть под этот пресс. Как писали тогда сми: «У людей, головы втягивались в плечи, когда Королев «, и выразил» недовольство».

В те времена, был еще один большой специалист по «втыкам» — генерал Мрыкин, который довольно часто ездил на полигон в своей работе, потому что тогда занимал должность первого заместителя начальника Главного управления ракетного вооружения (ГУРВО) Ракетных войск стратегического назначения. На полигоне даже представила эталонную единицу измерения «втыка» — «один мрык». При этом «втык» от своего начальства, считался равным одной «микромрыку». И вот группа «втыка» Queen-size «, один король» указывает на полигоне к одному «мегамрыку».

Страх Королевым привел к появлению на свет такие команды, как «Скорпион-4», которая в интернете предупреждение объявлено менеджера в управлении, когда он спросил о приближении главного конструктора в монтажно-испытательный шасси.

История создания этой группы такова. В то время, когда мы все работали в режиме строгой секретности. И когда возле свалки проходили пассажирские поезда или летать гражданские самолеты, на которых они могли бы показать, что представители иностранных государств со средствами радиоперехвата, в ряд объявлялся режим радиомолчания команд оповещения «Скорпион-1», «Скорпион-2» и «Скорпион-3» — в зависимости от желаемого уровня конфиденциальности. Например, при получении команды «Скорпион-3» полностью запрещен выход в эфир.

Конечно, появление Королева не повлияло на выход в эфир радиосредств не грызла, но при получении команды «Скорпион-4» все знали, что Королев с минуты на минуту будет здесь. (Смеется.)

При всей своей твердости в отношении к работе был очень человечным в жизни. Был у нас капитаном на космодроме, у его маленькой дочери одно колено было длиннее, чем другой. Он еще боролся, как бы этот дефект исправить. Когда он обнаружил, что такая возможность имеется, пришел к Сергею Павловичу и попросил о помощи. Королев записал все, что вам нужно. И через несколько дней звонит ему из Москвы», объясняет, куда ему необходимо подъехать, к кому обратиться и так далее, «Да, — добавил он, — я распорядился, чтобы вместе с дочерью и женой посадили на мой самолет и бросился в Москву».


Юрий Гагарин в самолете после возвращения на Землю. Фото из архива Владимира Ярополова.

— Давайте вернемся к манекенам. Пуски с ними в марте 1961 года были успешными?

— В целом да. Был только один дефект, который мы не могли бы устранить: спускаемый аппарат после завершения работы не мог оторваться от приборного отсека — она держала букет из кабелей. В результате, конструкция сильно закручивалась, поставки условным космонавтам дополнительные перегрузки. Несмотря на то, что спускаемый аппарат наконец-таки освобождался от дополнительного груза (кабели сгорали во время прохождения плотных слоев атмосферы), проблема осталась нерешенной.

— Гагарину это было известно?

— Я не знаю об этом.

Почему в корабле Гагарина стоял шифр-замок

Как будет происходить первый полет человека в космос, что будет чувствовать себя там, за сотни километров от Земли, никто тогда не знал.

— Я помню, что мне ответил, отвечавший за медицинское сопровождение космонавтов генерал-полковник Владимир Яздовский, — говорит Владимир Ильич. — «Я ничего не знаю, — сказал он. — Вполне возможно, что он свихнется там». Этот сценарий в полном серьезе. И потому, что корабль готовили, максимально автоматизированы.

У нас был один коллега из королевского общества, который так подчеркивал высокий уровень автоматизации: «Если бы мне пообещали, что квартира в Москве, я бы согласился полететь вместо Гагарина: сели, минут готовности, потерял сознание и проснулся в кремлевской больнице». Но шутки шутками, но во время полета, потеря сознания и еще больше потеря адекватности восприятия того, что происходит грозили серьезными проблемами.

В том случае, если космонавт вдруг сошел бы с ума и начал разговаривать страшно, было предусмотрено блокировка связи с Землей. В случае неадекватных действий с его стороны была предоставлена возможность автоматического отключения костюме и фиксации космонавта в кресле.

Также, чтобы избежать неправильного выполнения действий со стороны космонавта, например, посадки на территории наших «заклятых друзей», на борту стоял шифр-замок, блокирующий системы ориентации корабля. При необходимости перехода на ручное управление корабля (при условии, что космонавт в своем уме) код код разблокировки можете сообщить Гагарину от Земли. При том это было только четыре человека, которые его: это ведущий конструктор Олег Ивановский, Николай Каманин, руководивший выбором и подготовкой первых советских космонавтов, а сам Королев и председатель госкомиссии Константин руднев.

— Уже сюрприз как раз перед тем, чем начало?

— Уже в последний момент обнаружил, что в скафандре отсутствуют четкие опознавательные знаки. И чтобы после приземления Юрия Алексеевича не приняли за шпиона (всем был памятен инцидент с себя в 1960 году американским летчиком Пауэрсом), на уже надетом на Гагарина шлеме красного цвета была нанесена надпись: «СССР».

Когда космонавт номер один сидел в лодке, я был в командном бункере. Я помню, что там, установленные самописец постоянно писал параметров тела). Меня сильно поразило то, что пульс практически не изменился и составил 64 удара в минуту. Затем первый космонавт Земли, затянул песню, протяжную русскую народную, что также говорило об отсутствии волнения.

Но сердечные или успокоительные таблетки на регулярной основе, регулярно, положил под язык, главный конструктор. В 9 часов 30 минут Сергей Павлович спросил у Гагарина благополучия. Тот ответил, что все в порядке.

Старт-ап осталось около 80 минут, и затем случилось неожиданное: при закрытии люка корабля один из трех датчиков не работает, что может свидетельствовать о негерметичности люка. Что делать? Отменить старт первого человека в космос? Королев решает снова открыть люк и закрутить каждый из 30 замков повторно. Пока шли эти переговоры, пока принималось решение, на всю работу, вплоть до того момента, когда различия фермы оставалось 30 минут. Но монтажники уложились в 20 минут, и все датчики показали полное закрытие люка. Все причастные к этому получили, то в знак благодарности.

Удивительно, но даже тогда, когда люк желаете, пульс у Гагарина не участился. Сергей Павлович сказал ему: «Сейчас мы будем открывать люк, но вы не волнуйтесь, это так надо, все в порядке», — и космонавт верил.

Старт состоялся, и вскоре возникла новая проблема — пропала связь с «Востоком». Почему-то не работает измерительной точки в Колпашево, который находится в Томской области.

У Королева была в шоке, у него начали дергаться мышцы на лице, голос срывался, это было ужасно переживал отсутствие связи: с Гагариным за эти несколько минут могло произойти все, что угодно. Потом отношения улучшились, Юрий Алексеевич передал, что его корабль вышел на орбиту.

Следующее ЧП был еще более неприятный.

Когда все, кто был за старт, связи и лет, учились в хорошем настроении, в ожидании успешного завершения миссии, «приземленец», яркий и целенаправленный характер, все еще нервничал.

И не зря он волновался. Во время спуска с орбиты произошла задержка выключения тормозного двигателя и отделения спускаемого аппарата от приборного отсека. Наконец, корабль сильно закрутило. «Восток» с Гагариным совершил один оборот каждые 12 секунд.

На высоте около 7 тысяч метров, произошел отстрел крышки центрального люка спускаемого аппарата. В дополнение к этому — катапультирование космонавта. Гагарин стал спускаться на основном парашюте.

И тогда вдруг произошло открытие ранца запасного парашюта, который сначала повис, не наполнившись воздухом. Однако при прохождении через облака это немного поддуло, он раскрылся в полном объеме, и далее Гагарин спускался на двух парашютах. Это было очень опасно, потому что запасной парашют при попадании в главном перекрывал поток воздуха для основной парашют. Основной парашют начал бы обретать форму, и человека, который летит вниз, будто получил большое ускорение. К счастью для Гагарин, парашют, запасной парашют, он попал внутрь купола, основной.


Фото из архива Владимира Ярополова.

Учитывая, что изначально двигатель недоработал всего одну секунду, посадка произошла далеко от запланированного места, Гагарин чуть не приземлился на ледоход на Волге. Кроме того, у него неожиданно открылся клапан, который подавал воздух для дыхания. Гагарин приземлялся с закрытым забралом скафандра и только на земле, не мог открыть. Сложность открытии клапана дыхания в воздухе возникла из-за того, что соус этот клапан попал под демаскирующую оранжевый shell костюм.

«Нас никто не должен видеть»

— Расскажите о ваших отношениях с космонавтами. Вы были знакомы с каждым, кого отправить на орбиту?

— Мы знали, они нас нет. Когда члены первой команды привели в зал, Майка для ознакомления с лодки, всех инженеров удалил. Установка была такая: нас никто не должен видеть, никто не должен знать инженеры в лицо, чтобы противник нас похитил.

Когда съемки того же «Востока» для газет и на телевидении, нас опять поехали и установили людей, которые не имеют никакого отношения к тестированию судов, имели на них белые одежды, и они изображали работу в монтажно-испытательном корпусе.

Постановка, правда, с реальными действующими лицами были и документальные кадры из бункера в момент запуска Юрия Алексеевича. Я помню, когда Королев на радиосвязи напутствует Гагарина, и тот говорит, коронная фраза «Давайте!»? Нам показывают, что в бункере сидят только Королев, его заместитель Воскресение — у перископа, третий — Борис Чикунов — за пультом управления ракеты-носителя, поворачивает ключ на старт… Я тоже был в этот торжественный момент в бункере.


Владимир Ярополов. Фото из архива Владимира Ярополова.

В самом деле, когда он пришел работать, народу было полно. Королев всегда собирал всех специалистов, чтобы в сложной ситуации было у кого-то проконсультироваться. Но для широкой телевизионной аудитории всех решила, что не будет показывать.

Таким же образом снимать и заседание государственной комиссии перед полетом, где объявляли основного и дублирующего космонавтов, обсудить все вопросы, состояние работы. Реальную работу комиссии никто не снимал, то специально на второй день собрались его участники и проводили передней двери для встречи с историей.

Секретность была такой, что Сергей Павлович не пустили даже на сцене Кремля, когда была демонстрация, посвященная полета Гагарина! С нами, со своими чувствами не делился, но близко к нему люди говорили, что он снова переживает этот факт.

Запуск первого человека в космос был шаг в неизвестность. Спустя несколько лет, эксперты по надежности подсчитали реальную вероятность благополучного исхода полета Юрия Гагарина и получили только… 46 процентов.

Мужество и героизм космонавта, самоотверженная работа конструкторов, инженеров, медицинских работников, которые дали человечеству очень ценную информацию: это может быть уверены, что человек может существовать в космосе и вернуться к нормальной жизни на Земле.

Комментарии и уведомления в настоящее время закрыты..

Комментарии закрыты.